Вологодская областная
организация Профсоюза
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Основные задачи Профсоюза медиков в современных условиях

Основные задачи Профсоюза медиков в современных условиях

04.09.2018

Задачи Профсоюза в современных условиях, возможности для повышения численности и влияния профсоюзных организаций стали главными темами VIII пленума ЦК Профсоюза работников отрасли, прошедшего в Москве 30 мая.

В работе пленума приняли участие председатель Профсоюза Михаил Кузьменко, заместители председателя Профсоюза Геннадий Щербаков и Михаил Андрочников, заместитель министра здравоохранения Российской Федерации Татьяна Яковлева, руководители региональных организаций Профсоюза", представители Департамента медицинского образования и кадровой политики в здравоохранении Минздрава России, журналисты из профессиональных изданий.

Работа пленума началась с доклада М. Андрочникова. Заместитель председателя Профсоюза дал анализ узких мест в работе системы здравоохранения и сформулировал основные задачи профсоюзных организаций.

Особенности сегодняшнего дня во многом обусловлены указом президента страны от 7 мая 2018 года, отметил докладчик. Первый блок задач, на решение которых нацеливает президент, — ликвидация кадрового дефицита в первичном звене здравоохранения. Сегодня уже реализуется основной механизм их решения — целевое обучение и направление выпускников высших и средних учебных заведений по базовым специальностям именно в первичное звено. Однако этого недостаточно, чтобы закрепить специалистов на местах, подчеркнул М.Андрочников. Нужны достойные зарплаты, социальные льготы, оптимальная организация работы персонала, в том числе решение проблемы чрезмерной интенсификации труда.

Еще одна цель, обозначенная в указе, — обеспечение здравоохранения высококвалифицированными кадрами. Безусловно, решению этой задачи помогает совершенствование системы допуска специалистов к профессиональной деятельности и профессиональной подготовке. Однако этих мер также недостаточно, ведь специалист должен иметь время и средства, чтобы поддерживать свою квалификацию, изучать актуальную медицинскую периодику.

Увеличение пенсионного возраста не только не решит, а только усугубит проблему, поскольку трудоспособность и продолжительность жизни — не одно и то же, будет разрушена система досрочных пенсий, которая компенсирует высокие трудозатраты медиков. (Подробнее о позиции Профсоюза по поводу проекта закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» читайте на с. 5).

Профсоюз проводит мониторинг ситуации с заработной платой медиков и отмечает, что номинальный рост заработной платы в отрасли достигнут, с одной стороны, за счет повышения нагрузки на работников и чрезмерной интенсификации их труда, а с другой — манипуляциями с методикой исчисления средней заработной платы, утвержденной Росстатом.

Статистические наблюдения фиксируют положительную динамику среднего уровня оплаты труда медиков. Однако эти показатели рассчитываются с учетом значительного объема дополнительных видов работ, которые медики вынуждены выполнять в условиях дефицита кадровых ресурсов. Методикой расчета средней зарплаты учитываются также выплаты социального характера, не связанные с оценкой труда работников, что противоречит нормам Трудового кодекса РФ.

Показательна ситуация с зарплатой конца 2017 года и первых месяцев текущего года, когда органы государственной власти были вынуждены предпринять значительные меры по дополнительному финансированию учреждений, чтобы избежать невыполнения указа президента. Средства были найдены преимущественно за счет стимулирующих выплат, которые устанавливались произвольно, без учета показателей и критериев. В итоге стремление достичь минимального порога целевого показателя по заработной плате согласно указу президента привело к фактическому уравниванию заработных плат среднего и младшего медперсонала.

Важным положением указа Президента РФ от 2012 года являлось достижение определенных соотношений средней зарплаты отдельных категорий медицинских работников к средней заработной плате в соответствующем регионе. Однако в 2016 году понятие «заработная плата» было подменено на понятие «трудовой доход в субъекте РФ», что привело к снижению исходных величин расчета соотношений и, следовательно, к формальному увеличению имеющихся контрольных показателей дорожных карт по медицинским работникам.

Ситуация усугубилась после повышения минимального размера оплаты труда, заметил докладчик. Профсоюз, безусловно, поддерживает эту меру усиления государственной гарантии в уровне оплаты труда, однако на практике это привело к тому, что разные категории медицинских работников стали получать примерно равную зарплату вне зависимости от их подготовки и квалификации.

Мы настаиваем на оценке истинного положения дел в оплате труда работников, а затем — на основании правдивых данных — на разработке мер по улучшению ситуации, сказал он. Основные требования Профсоюза: базовый оклад, утвержденный Правительством РФ, по 1 -й профессиональной квалификационной группе — не ниже МРОТ; объективная дифференциация окладов и размеров зарплаты в зависимости от уровня подготовки, квалификации и сложности труда; формирование единых подходов к исчислению заработной платы в здравоохранении; разработка механизмов финансового обеспечения МРОТ; безусловная реализация норм ТК РФ по повышению реального содержания заработной платы в размерах не ниже уровня инфляции.

Огромное и объективно не обусловленное различие уровней оплаты труда специалистов, оказывающих одни и те же медицинские услуги, в разных регионах страны стало одним из главных факторов региональной разбалансированности кадровой обеспеченности лечебно-профилактических учреждений.

Разумеется, подчеркнул М.Андрочников, для реализации всех этих мер необходимо адекватное финансирование. Однако разграничение полномочий органов управления разных уровней, бюджетная федерализация стали причиной того, что сегодня регионы по финансовым возможностям могут отличаться в разы. Это, безусловно, отражается на уровне заработной платы работающих в этом регионе специалистов.

Перед Профсоюзом достаточно остро стоят проблемы, возникшие в ходе реализации законодательства по вопросам условий и охраны труда в медицинских организациях, — из-за несовершенства законодательства медикам несправедливо снижают компенсации за вредные условия труда.

Остается нерешенным вопрос об учете в СОУТ показателей, не подлежащих количественному или инструментальному измерению, но которые тем не менее могут быть отнесены к профессиональным рискам - психогенным или стрессогенным факторам.

Главным, подчеркнул М.Андрочников в заключение, должно стать взаимодействие профсоюзного актива первичных организаций и штатных специалистов вышестоящего профсоюзного органа на всех этапах проведения спецоценки труда, в части оказания консультативно-правовой помощи профкому, членам комиссий по проведению СОУТ и работникам.

Заместитель министра здравоохранения Татьяна Яковлева очертила круг задач, по решению которых Минздрав и Профсоюз активно сотрудничают. Это нормативно-правовое регулирование в отрасли, в том числе и в сфере реализации прав медицинских работников, разработка проектов профессиональных стандартов, обновление норм труда.

Замминистра выразила сожаление, что норма об утверждении базовых окладов в отрасли по профессиональным квалификационным группам работников, о которой говорится в указах Президента РФ от 7 мая 2012 года, так и не была введена. Министр здравоохранения В.Скворцова уже дала поручение специалистам Департамента медицинского образования и кадровой политики проанализировать ситуацию с уравниванием заработных плат медработников, предложить эффективные решения проблемы.

Вместе с тем растет число регионов, где гарантированная часть оплаты труда — оклад — составляет 60% заработной платы, сегодня таких большинство.

Особое внимание в своем выступлении Т.Яковлева уделила дефициту сестринских кадров — здравоохранению не хватает сегодня 50 тысяч медицинских сестер. По мнению замминистра, нужны срочные меры для изменения ситуации — социальные пакеты, программы предоставления жилья медицинским сестрам. Необходимо поднять престиж профессии.

В ходе дальнейшего обсуждения участники пленума говорили о том, какие проблемы существуют в здравоохранении их регионов. В Костромской области, например, по словам председателя региональной профсоюзной организации Павла Лебедько, санитарки, которые убирают в операционных, получают ровно столько же, сколько операционные медсестры, — 22 280 рублей, а оперирующие хирурги, чтобы заработать 40 000 рублей, вынуждены трудиться на износ.

Ольга Турчанинова из Крымской профсоюзной организации рассказала, что, несмотря на надбавки к заработной плате работникам дефицитных специальностей, установленные в регионе, там отмечается большая текучесть кадров. Из-за методики расчета целевого показателя по заработной плате оплата труда медсестер и санитарок одинакова. А стимулирующие выплаты в республике нередко выплачиваются только той категории работников, которым необходимо довести заработную плату до установленного майскими указами уровня.

Представитель Профсоюза в Северо-Западном федеральном округе Тамара Бурмистрова констатировала, что основная цель реализации президентских указов — ликвидация дефицита кадров не достигнута. В Мурманске катастрофически не хватает врачей, молодые специалисты не готовы работать за 42 000 рублей, а именно такая зарплата предлагается молодым врачам с учетом надбавок по программе «Арктический доктор».

Их могли бы привлечь хорошие условия труда и техническая оснащенность клиник, заметила Т.Бурмистрова, однако государственные организации, которые тратят на выполнение «дорожной карты» по зарплатам сотрудников 72% бюджета, не могут позволить себе вкладывать средства в развитие технологий и оснащение рабочих мест.

Людмила Корнилова из Якутского профсоюза констатировала недовольство медиков нивелированием разницы в оплате труда среднего и младшего персонала, а также крайне низкий уровень зарплат немедицинского персонала, занятого в сфере здравоохранения: экономистов, инженеров и т.д. Виной всему, сказала она, большой дефицит бюджета в регионе.

Лидер Калужской областной организации Профсоюза Лидия Галкина в своем эмоциональном выступлении коснулась наиболее острых проблем в сфере СОУТ, отметив, что классификатор вредных факторов не учитывает гигиенических условий рабочей среды и рабочего процесса,. Кроме того, в ходе СОУТ оцениваются только те факторы, которые можно измерить, то есть психологическая, эмоциональная и интеллектуальная нагрузки оценке не подлежат.

В этих условиях работа Калужского профсоюза по защите прав своих членов строится в основном в двух направлениях: досудебная работа с работодателем — рассылка предписаний и ведение переговоров, а также участие в судебных заседаниях, если договоренности достичь не удалось.

О РОСТЕ ЧИСЛЕННОСТИ И ВЛИЯНИЯ ПРОФСОЮЗА

В ходе работы пленума не раз отмечалось, что активная и эффективная работа по защите прав медицинских работников является главным условием роста численности региональных отделений отраслевого Профсоюза, а значит, и их влияния в территориях. Основные проблемы в этой сфере, а также возможные пути их решения были изложены в докладе Геннадия Щербакова.

В мае 2020 года закончится срок полномочий выборных коллегиальных органов Профсоюза работников здравоохранения Российской Федерации, а в 2019 году истекают сроки полномочий выборных органов в первичных, местных, региональных организациях Профсоюза. Как говорилось в докладе, предстоящая отчетно-выборная кампания будет проходить в сложной социально-экономической обстановке, при продолжающейся реструктуризации учреждений системы здравоохранения. В этих условиях от профсоюзных организаций, их выборных органов и руководителей потребуется проведение объективного анализа результативности своей работы, организованность и единство действий.

В указанный период выборные профсоюзные органы должны не только подвести итоги своей деятельности, но и определить основные направления работы на предстоящий период.

За последние два года количество членов Профсоюза выросло более чем на 246 тысяч, для сравнения — по итогам 2014 —2015 гг. этот показатель был ниже 220 тысяч. Однако Профсоюз ежегодно и теряет в численности. С 2015 года растет число так называемых «депрессивных» региональных организаций, в которых состоят от 31,0 до 49,7% работающих медиков.

Низкий процент членства — это всегда ограниченные организационные и финансовые ресурсы. Поэтому вполне закономерны данные статистики, свидетельствующие, что правовые инспекторы труда ЦК Профсоюза работают сегодня только в 55% региональных организациях Профсоюза, технические инспекторы труда ЦК Профсоюза — менее чем в половине региональных организаций и только в каждой шестой — работает экономист.

Изменить ситуацию можно двумя путями: увеличивать численность организации или отчислять на ее деятельность большую долю профсоюзных взносов. Какой бы путь ни был выбран, главным остается активная жизненная позиция региональных профсоюзных лидеров, их желание действовать в интересах медицинских работников, внимательная, кропотливая работа с социальными партнерами.

ПО ИТОГАМ РАБОТЫ ПЛЕНУМА БЫЛО ПРИНЯТО ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Предлагаем нашим читателям основные положения этого документа

Пленум констатирует, что рост нагрузки и чрезмерная интенсификация труда работников не компенсируются соответствующим материальным вознаграждением их профессиональной деятельности.

Пленум считает, что реализация майских указов Президента РФ 2012 года об увеличении зарплаты медицинским работникам обеспечивается в большинстве случаев за счет чрезмерной интенсификации труда медицинских работников, а также манипуляций с методикой исчисления средней заработной платы.

Правительством РФ не реализована норма Указа Президента РФ от 07.05.2012 № 597 об утверждении базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников, которые должны были стать основой для формирования эффективных государственных гарантий по оплате труда и отраслевых систем оплаты труда. Это привело к существенной дифференциации в уровнях оплаты труда работников.

Отсутствие системных подходов к финансовому обеспечению повышения заработной платы, в том числе с целью обеспечения повышения МРОТ, приравненного с 1 мая 2018 года к прожиточному уровню, в условиях неурегулированности правового статуса и структуры минимального размера оплаты труда, а также отсутствия единых гарантированных размеров минимальных окладов, привело к выравниванию уровня оплаты труда квалифицированных и неквалифицированных работников, разбалансирован- ности самих систем оплаты труда.

Продолжают оставаться актуальными проблемы, связанные с реализацией законодательства о СОУТ.

На федеральном уровне не утверждена единая государственная политика в области социальных гарантий для медицинских работников. Каждый субъект решает эту проблему в соответствии со своим экономическим положением, что порождает существенные различия в условиях труда и размерах заработной платы.

Участники пленума отмечают, что принципиальные проблемы, существующие сегодня в отрасли, обусловлены действующим законодательством о разграничении полномочий органов власти различных уровней.

Масштабность задач, стоящих перед отраслью в свете реализации указа Президента РФ В.В. Путина, требует повышения активности выборных органов и организаций Профсоюза всех уровней в части подготовки предложений и инициировании их рассмотрений при формировании органами законодательной и исполнительной власти федерального уровня и субъектов РФ конкретных мероприятий.

VIII пленум Центрального комитета профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ:

Выборным органам Профсоюза и его организаций предстоит организовать и обеспечить оперативный контроль, совместно с органами управления здравоохранением всех уровней, федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования:

  • за ходом завершающего этапа реализации указов Президента РФ от 07 мая 2012 года в части достижения установленных федеральной и региональными «дорожными картами» целевых показателей роста заработной платы медицинских работников;
  • за сохранением в 2019 — 2020 годах уровня заработной платы, достигнутого в 2018 году;
  • за обеспечением соблюдения трудовых прав работников в части дифференциации размеров заработной платы в зависимости от уровня подготовки, квалификации и сложности труда.

Предстоит также принять участие на федеральном и региональном уровнях в разработке организационно- методических и практических мер по реализации Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина 2018 года № 204 в части обеспечения комплексного подхода в реализации кадровой политики в сфере здравоохранения исходя из необходимости разработки:

  • механизмов определения уровня реальной оценки труда работников;
  • условий для повышения уровня оплаты труда работников здравоохранения, с учетом обеспечения объективной дифференциации в уровнях оплаты труда работников с разным уровнем подготовки и квалификации, осуществляющих работы разной сложности и в разных условиях;
  • системы эффективных государственных гарантий в оплате труда работников здравоохранения;
  • мер социальной поддержки работников (соцпакет).

Необходимо продолжить работу с государственными органами исполнительной власти по совершенствованию законодательства в области условий и охраны труда, добиваться реализации требований законодательства в области защиты социальных и трудовых прав работников на безопасные условия и охрану труда.

2019 год объявляется годом проведения отчетно-выборной кампании, и провести ее в организациях Профсоюза следует в единые сроки. Предстоит завершить до 1 января 2020 года проведение отчетно-выборных профсоюзных собраний, конференций в организациях Профсоюза всех уровней, созвать VII съезд Профессионального союза работников здравоохранения Российской Федерации в мае 2020 года в г. Москве.

Важно использовать отчетно-выборную кампанию для всестороннего анализа деятельности профсоюзных органов и принятия решений по ее совершенствованию; развития социального партнерства; укрепления и роста рядов членов Профсоюза; максимального вовлечения профактива и членов Профсоюза в активную деятельность организаций Профсоюза всех уровней.

Наш корреспондент

ПОЧЕМУ ПРОФСОЮЗЫ ПРОТИВ ПОВЫШЕНИЯ ПЕНСИОННОГО ВОЗРАСТА

Как известно, Правительство Российской Федерации внесло 16 июня 2018 года в Государственную думу Федерального собрания Российской Федерации проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», предусматривающий повышение пенсионного возраста.

Позиция профсоюзов была изложена на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений 16 июня этого года. По мнению профсоюзов, реализация законопроекта без ряда социальных мер не позволяет решить задачи искоренения бедности и повышения благосостояния пенсионеров, которые содержатся в новом майском указе Президента России.

Комплекс мер уже предложен профсоюзной стороной Российской трехсторонней комиссии и направлен в адрес Правительства РФ. Он предполагает решение социальных проблем, в том числе повышение заработной платы и изменение ситуации на рынке труда.

Профсоюзы считают, что главный резерв для пополнения пенсионного фонда — это повышение зарплат и вывод бизнеса из тени. Требуется отмена льгот по взносам в Пенсионный фонд и установление справедливого страхового тарифа в соответствии с обязательствами перед застрахованными.

Вместе с тем пенсионный возраст должен соответствовать реальному возрасту утраты трудоспособности большинства работников. А реальный возраст утраты трудоспособности в нашей стране зависит от множества факторов, и до сих пор этот вопрос полностью не исследован.

Кроме того, увеличение трудоспособного возраст не обязательно связано с ростом продолжительности жизни. Последняя может увеличиваться, а трудоспособность — не всегда. По общему правилу именно утрата трудоспособности, а не дожитие до определенного возраста является причиной утраты регулярного трудового дохода и страхуется Пенсионным фондом.

Повышение пенсионного возраста должно стать заключительным этапом реформы, а не начальным, считают профсоюзы. Первоочередными задачами являются:

  • реализация комплекса мер по повышению уровня заработной платы;
  • проведение реформы всей системы обязательного пенсионного обеспечения;
  • подготовка финансово-экономического обоснования, которое подтвердит динамику и уровень увеличения пенсий;
  • увеличение количества рабочих мест для лиц предпенсионного и пенсионного возраста;
  • повышение качества медицинской помощи и развитие системы страхования временной нетрудоспособности возрастной категории работников.

По материалам журнала "Сестринское дело" №5, 2018