Вологодская областная
организация Профсоюза
​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​​

Обращение к Депутату Государственной Думы А.В. Канаеву

04.09.2018

Уважаемый Алексей Валерианович!

Вологодская областная Федерация профсоюзов рассмотрела проект Федерального закона от 16.06.2018 г. №4372 п-П12 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», изучила многочисленные мнения экспертов, общественных организаций, политических партий. Эта работа позволила сделать следующие выводы:

1.  В стране нет демографических и финансово-экономических причин для срочного и резкого повышения пенсионного возраста. Это отметил и Президент России В.В. Путин на встрече со спортсменами в г. Калининграде 21 июля 2018 г. В пояснительной записке к законопроекту Правительство РФ указывает на значительное сокращение работающих пенсионеров по достижении ими 65 лет. Очевидно, это и стало причиной предложения об увеличении пенсионного возраста для мужчин на 5 лет, для женщин - на 8 лет. Иные обоснования, которые приводит Правительство РФ в пояснительной записке к законопроекту, носят описательный характер и не позволяют определить причины появления инициативы о повышении пенсионного возраста в предлагаемых размерах, а также его повышения в принципе.

2. В конце 2012 г. Правительство РФ утвердило стратегию долгосрочного развития пенсионной системы Российской Федерации, которая определяла обеспечение среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне 2,5 - 3 прожиточных минимумов пенсионера, достижение коэффициента замещения трудовой пенсии по старости до 40% утраченного заработка, достижение максимальной сбалансированности пенсионной системы и т.д. За 5 лет из нее практически ничего не выполнено. Вместо того, чтобы разобраться в причинах - Правительство РФ спешно создает другой документ.

В настоящее время Правительство РФ, Государственная дума РФ, разрабатывают меры социальной поддержки высоко возрастных категорий работников. К этой работе привлекаются региональные органы власти, органы местного самоуправления, политические партии, общественные организации, профессиональные сообщества. Президент страны В.В. Путин внес предложения по смягчению норм законопроекта и ряд мер социальной поддержки высоковозрастных работников. Предполагается, что эти предложения по мерам
социальной поддержки будут приниматься вместе с законопроектом - одним пакетом. Но уже на этой стадии ряд предложений Правительства РФ не могу быть приняты. В частности, речь идет о предложении ратифицировать Конвенцию МОТ №102, но исключить из нее раздел 4 «Обеспечение по безработице» (45% прежнего заработка) и раздел 7 «Семейное обеспечение» (денежные выплаты или пища, вещи, услуги или то и другое).

Нельзя согласиться с предложением Минтруда вопреки показателям «Стратегии» добиться к 2025 году обеспечения среднего размера трудовой пенсии по старости на уровне только 2 прожиточных минимумов пенсионера.

3.  Оценивая последствия увеличения пенсионного возраста в стране уже с 01.01.2019 г. многие эксперты называют ряд негативных явлений:

  • рост безработицы, в том числе среди молодежи;
  • падение темпов роста заработной платы;
  • стагнацию потребительского рынка;
  • расширение неформальной занятости;
  • снижение рождаемости;
  • снижение доверия населения страны к органам власти всех уровней.

4. В этой связи, по нашему мнению, до решения об увеличении пенсионного возраста необходимо решить следующие вопросы:

  • изменить ситуацию на рынке труда за счет создания высокотехнологичных рабочих мест, сокращения доли «живого труда», обеспечения гибкой занятости, создания системы непрерывной переподготовки кадров, в рамках которой предусмотреть создание рабочих мест, адаптированных для высоко возрастных категорий населения;
  • пересмотреть политику оплаты труда в целях повышения заработной платы работников;
  • ратифицировать конвенцию МОТ №102 без изъятий;
  • пересмотреть методику определения прожиточного минимума с целью его оптимизации и возможности использования как целевого ориентира уровня минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения;
  • прекратить практику предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей;
  • унифицировать порядок назначения и получения пенсий для всех категорий наемных работников;
  • подготовить финансово-экономическое обоснование, подтверждающее реальное и качественное увеличение пенсий, а также эффективность предлагаемых мер для пенсионной системы.

Кроме этого меры социальной поддержки высоковозрастных категорий работников могут быть расширены. В частности, ввести ежегодную диспансеризацию, ежегодное санаторно-курортное лечение согласно результатам диспансеризации, дополнительные оплачиваемые отпуска.

5. Введение переходного периода, учитывая все экономические, социальные и политические реалии, сделает повышение пенсионного возраста эффективным проектом.

Председатель областной Федерации профсоюзов В.М. Калясин

Заключение «Круглого стола», проведенного в Академии Труда и Социальных отношений по результатам экономико-правового анализа проекта Федерального закона № 489161-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий»

Участники «Круглого стола» ведущие ученые в области экономики и права отмечают, что законопроект подготовлен без учета научно обоснованных экономических, демографических, медицинских, социальных и правовых последствий повышения пенсионного возраста, не увязан с задачей обеспечения достойного уровня жизни пенсионеров и работающих, определенной Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204.

В ходе дискуссии было отмечено:

Правительством РФ не предложен ориентированный на долгосрочную перспективу механизм финансирования страховых пенсий, не рассмотрены альтернативные способы повышения доходов ПФР, основанные на финансово- экономическом анализе различных сценариев и математических моделях.

Законопроект существенно меняет действующие пенсионные права граждан и диссонирует с Конституцией РФ в части соблюдения прав и свобод человека и гражданина.

При разработке законопроекта не использованы процедуры социального партнерства, необходимые при разработке и принятии решений, затрагивающих интересы всего населения страны, не проведено предварительное обсуждение предлагаемых изменений, параметров и механизмов реализации.

Выступающие выразили сомнение в том, что предлагаемые Правительством меры, позволят обеспечить финансовую устойчивость пенсионной системы и достойный уровень жизни российских граждан в долгосрочной перспективе.

В качестве аргументации отмечалось следующее:

  • достойное пенсионное обеспечение невозможно без достойной оплаты труда. Повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) до величины общефедерального прожиточного минимума не решает данной проблемы. При современной политике оплаты труда около 1/3 работников (около 20 млн. чел.) не в состоянии сформировать себе пенсию по старости даже на уровне прожиточного минимума;
  • предложения о повышении пенсионного возраста должны основываться на системных научных исследованиях показателей оценки количества и качества труда, затраченного в реальном секторе экономики и сфере услуг, с учетом произошедших в последние годы технологических изменений и перспектив цифровой экономики;
  • современный прожиточный минимум позволяет удовлетворять лишь физиологические потребности в крайне ограниченном объеме. Работники не имеют необходимых средств для содержания и воспитания детей, покрытия расходов на лечение, поэтому необходимо пересмотреть методику определения прожиточного минимума;
  • Правительством принимаются недостаточные меры по ликвидации выплаты зарплат «по серым схемам», а также по обеспечению полноты сбора страховых взносов и налогов организациями малого и среднего бизнеса, индивидуальными предпринимателями, по легализации лиц, занятых в «теневой экономике», а также оптимизации структуры страхуемых контингентов с учётом существующих проблем;
  • тариф страхового взноса не основан на актуарных расчетах, не покрывает объём обязательств. Принятое Правительством решение о снижении страхового тарифа в Пенсионный фонд России с 26% до 22% ухудшит финансовое положение ПФР и не позволит проводить индексацию пенсий по уровню инфляции;
  • не решена задача страхования лиц, работающих во вредных или тяжелых условиях труда. Действующий сегодня страховой тариф не покрывает необходимые расходы на выплату досрочных пенсий. Эта категория работников должна страховаться по отдельной пенсионной схеме с актуарно обоснованным страховым тарифом;
  • нет реальной оценки влияния возраста на трудоспособность человека. Около половины граждан в н.в. после достижения пенсионного возраста, несмотря на падение доходов, прекращают работу. В основном, это вызвано ухудшением состояния их здоровья. Не учтено объективное снижение всех функциональных способностей человеческого организма и общий уровень заболеваемости. По данным статистики, с повышением возраста происходит ухудшение функций организма (зрения, слуха, кровообращения, пищеварения и других), что вызывает рост заболеваемости среди населения старших возрастных групп, может привести к росту числа производственных аварий, дорожно- транспортных происшествий с тяжелыми последствиями, росту производственного травматизма и профзаболеваний. Увеличение пенсионного возраста неизбежно повлечет за собой рост расходов на оплату больничных листов;
  • требует уточнения показатель ожидаемой продолжительности жизни, т.к. необходимо добиваться не просто её повышения, а повышения продолжительности здоровой и активной жизни;
  • работники старшего возраста подвергаются дискриминации при оптимизации структуры штатов, не имеют достаточных возможностей переобучения и переквалификации в целях продолжения трудовой деятельности. Правовые механизмы защиты от дискриминации и привлечения к ответственности виновных лиц не эффективны. В Российской Федерации практически отсутствует судебная статистика по делам о дискриминации, на что неоднократно указывала Международная Организация Труда (МОТ);
  • законопроект не устанавливает реального «переходно-адаптационного периода» для граждан, что позволило бы им перестроить жизненную стратегию.

Участники «Круглого стола» считают, что вопрос повышения пенсионного возраста не может рассматриваться, без осуществления следующего комплекса мер:

1. Изменения ситуации на рынке труда, адаптации работников к современным экономическим условиям, обеспечения мер по предупреждению молодежной безработицы и конфликта поколений, обеспечения гибкой занятости для людей старшего поколения, создания для них систем постоянной переподготовки и повышения квалификации, а также гарантированного трудоустройства для выпускников профессиональных учебных заведений.

2.    Пересмотра:

  • политики оплаты труда, принятию мер по пресечению использования «серых схем» выплаты заработной платы, утверждению «дорожной карты» последовательного увеличения заработной платы наёмных работников и повышения её доли в себестоимости продукции; активизации механизмов социального партнерства с целью увеличения МРОТ путем заключения региональных и отраслевых соглашений;
  • методики определения прожиточного минимума, с целью его оптимизации и возможности использования, как реального целевого ориентира минимальной оплаты труда и пенсионного обеспечения.

3. Проведения реформы обязательного пенсионного страхования с целью:

  • определения в федеральном законе цели обязательного пенсионного страхования как зашиты застрахованных лиц от социального страхового риска утраты трудового дохода в связи с потерей трудоспособности по возрасту;
  • разработки и внедрения простой и понятной для застрахованных лиц системы, позволяющей исчислять страховую пенсию в процентах от размера утраченного заработка за актуарно установленный период страхового стажа и отвечающую международным требованиям по нормам минимального обеспечения (не менее 40%);
  • создания пенсионных подсистем (схем) для страхования различных категорий работников с учётом видов и форм занятости (формальный и неформальный секторы, самозанятые, занятые в особых условиях труда и т.д.);
  • прекращения практики предоставления льгот по уплате страховых взносов отдельным категориям страхователей, профессиональных групп и территорий;
  • оптимизации страхового тарифа на пенсионное страхование, обоснованного актуарными расчетами, и установление единых условий для страхования;
  • выведения накопительного компонента из системы обязательного пенсионного страхования в добровольный формат.

4. Решения вопроса продления активной трудовой жизни во взаимосвязи с возможностями качественной и своевременной медицинской помощи работникам старших возрастов на основе системного анализа заболеваемости.